Интеллектуальная собственность регулируется ГК РФ, в частности, четвертой его частью. Одним из факторов, вызывавших необходимость в ее утверждении, послужила возрастающая роль интеллектуальной деятельности.
За последние десятилетия на рынке существенно увеличилось количество интеллектуальных продуктов. В условиях глобализации и международной торговли возникли разнообразные возможности для нарушений в области использования плодов интеллектуальной деятельности. Это явление стало массовым, а перед правообладателями остро встала проблема пиратства, что обусловлено уязвимостью этого рода продукции.
С введением 4-й части ГК РФ, регулирующей права на плоды интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, появилось множество исследований и статей, посвященных этой области. Интеллектуальная собственность заняла важное место в производстве и обмене товаров.
Интеллектуальная собственность в целом обозначает права, признаваемые в отношении интеллектуальных продуктов. В законе эти права именуются интеллектуальными; таким образом, законодательством введен новый термин.
Ст. 1225 ГК устанавливает перечень интеллектуальных продуктов, защищаемых законом. К ним причисляются:
- Произведения искусства, литературные публикации, научные изобретения
- Компьютерное программное обеспечение, Б/Д
- Музыкальные произведения, фонограммы
- Сообщения, транслируемые в эфире, теле- и радиопередачах
- Изобретения
- Полезные модели
- Образцы из сферы промышленности
- Топологии чипов (ИМС)
- Know-How и др.
Интеллектуальное право защищает средства, позволяющие юридическим лицам решить задачу индивидуализации компании, продуктов, услуг:
- фирменные названия;
- товарные знаки;
- названия мест происхождения продукции;
- коммерческие обозначения и др.
Интеллектуальная собственность является важнейшим нематериальным активом в современной экономической и бизнес-среде. Интеллектуальное право уравновешивает права создателей интеллектуальных продуктов и интерес общества к ним. Оно является значимым фактором, влияющим на развитие экономики страны, стимулирующим рост внешней торговли и предпринимательскую деятельность частных лиц.